Неделя экспериментального театра в ОмскеТеатральный фестивальТеатральный фестивальТеатральный фестиваль
Неделя экспериментального театра в ОмскеТеатральный фестивальТеатральный фестивальТеатральный фестиваль
В избранное
Распечатать

Праздник абсурда или Преступница ли Елизавета Бам?

(размышления о спектакле театра-студии «КОЛЕСО», режиссер Павел Мошкин)

Пятый день фестиваля подарил нам спектакль театра-студии «КОЛЕСО» по одной из самых загадочных и абсурдных пьес русской драматургии – пьесе Д.Хармса «Елизавета Бам». Прочесть ее, конечно, можно, но, пожалуй, лишь в том случае, если Вы обладаете недюжинной фантазией или таким же терпением, потому что текст абсурден до чрезвычайности. Смотреть постановку этой пьесы совсем другое дело! С самого начала зрителям было объяснено, что то, что они увидят сейчас, всего лишь сон. Неизвестно кому приснившийся. И правила этой игры принимаются достаточно легко, тем более что все происходящее на сцене больше ничем и нельзя объяснить. Странная, до глубины души трогающая музыка, музыканты в шапочках мышей, персонажи, почти каждый из которых имеет своего двойника, даже комната, в которой все происходит, и то двойная! В ее центре висит фонарь, который является этой же комнатой в миниатюре. Дом в доме. Также в голове возникает множество литературных аллюзий (или это беда только филологов?), начиная от «Алисы в стране Чудес» Кэрролла и заканчивая «Процессом» Кафки.

Важен сюжет (или его отсутствие?), который заключается в том странном факте, что двое – Иван Иванович (Антон Ловчиев) и Петр Николаевич (Иван Глуховеря) – приходят, чтобы забрать Елизавету Бам (Евгения Демиденко; Юлия Родина), которая совершила преступление – убила Петра Николаевича (да, да! Того самого, который пришел ее забирать за свое же убийство! Не стоит этому удивляться!). Здесь хочется отметить актерские работы ребят как точные и интересные. Существование в жанре абсурда требует особого мастерства, глубокого понимания того, О ЧЕМ же все-таки говорит персонаж. И во многих моментах это действительно было. До глубины души поразил образ Мамаши, созданный Ольгой Сажиной, ее странная песня и финальное сумасшествие были чем-то невероятным по глубине проживания. «Пробило» до мурашек. И не только меня – об этих моментах говорили практически все зрители на обсуждении.

Но вернемся к нашей Елизавете. После череды забавных и не очень происшествий, которые случаются в ее доме, Елизавету все-таки забирают. Это и есть, в общем-то, финал. Во время обсуждения звучало много вопросов о смысловых моментах спектакля – умерла ли Елизавета, преступница ли она, кто все-таки убил злополучного Петра Николаевича и зачем вообще все это действо?! И в ходе обсуждения все пришли к выводу, что нам – зрителям – необязательно это знать. Все удовольствие от спектакля в этой самой игре абсурда, в ощущении сна, в словах и действиях, воспринимаемых на уровне чувств, а не ума. Хотя видеооператор фестиваля Евгений, над которым, по его собственному выражению «довлеет инженерное образование», признался, что все же попытается сложить пестрые кусочки спектакля в единую мозаику. Но нужно ли это? Режиссеру и актерам удалось создать Атмосферу (именно так, с большой буквы), которая заворожила всех зрителей, затянула их в жутковатый сон о том времени, когда могли войти люди с каменными лицами и забрать тебя навсегда только потому, что им нужно кого-то забрать. Вспоминался Хармс, вспоминались фильмы и книги того периода, вспоминалось то, чего мы не можем помнить… И все же сон – как любой сон – заканчивается, мы оказываемся в реальности, но мысли и ощущения, посетившие нас во время сновидения, остаются. И не один день будет звучать в голове музыка из спектакля, вспоминаться фразы героев…Спектакль задел. А это значит, что, несмотря на все споры, самая главная задача режиссера и актеров выполнена. Спасибо им за это.

Шадрина Анастасия.



Создание и
поддержка сайта
KiStudio@mail.ru

Hosted by uCoz